СОЦИАЛЬНАЯ СУЩНОСТЬ УМИРАЮЩЕГО СОЗНАНИЯ
Если внимательно рассматривать современное состояние общественной теории, то в целом создается впечатление, будто реальное развитие общественной жизни и в самом деле могло сообразоваться с теорией, созданной когда-то кем-то, будто, например, развитие социализма могло быть реализацией или воплощением основных идей марксизма.
В действительности непреходящая истина самого марксизма состоит в том, что всякая теория в конечном итоге порождается и проверяется, подтверждается и опровергается только практикой, реальным развитием жизни и что самостоятельное существование идей, мысленных конструкции, идеальных моделей как таковых – это идеалистический вздор, а потому остоваться в низ в новую эпоху - это просто бред. Другое дело, что Маркс в свое время мог предвосхитить общее направление развития капитализма, предугадать тенденцию будущих форм действительности, исходя, например, из реального понимания обстановки. Но это не теория будущих форм, которая могла возникнуть в голове Маркса, а прогноз будущего, основанный на реальных тенденциях настоящего, который может и подтвердиться, но может и не подтвердиться практикой. В этом случае мы мыслим просто на гегелевский манер, что якобы теория предшествует практике и что мысль создает реальную действительность. По Гегелю, изначально существует идеальная модель действительности. Она и осуществляется в реальном мире. И тот факт, что в современном мире создают проекты и "осуществляют" их, вовсе не значич, что они имеют научную основу и построены на верных прогнозах.В действительности любое преобразование исторически должно назреть и подготовится, и только после этого, когда обнаружилась потребность в этом преобразовании, оно и осознается как необходимость, осуществление которой неизбежна. И осознание это происходит не просто, а только в конфликте между старым и новым. И в этом конфликте мир сам по себе начинает разрушаться. Необходимость же развертывается не в зависимости от сознания людей, а именно объективно, и здесь нет за ранее созданной модели. Никто не создает заранее сознательно модель разрушения, разрушение происходит просто бессознательно, как результат перевернутого осмысления реальности, в котором любое новое воспринимается через призму старых мерок и подгоняется под них. А потому происходит борьба. И сознательное отношение людей может лишь ускорить этот процесс, облегчить и т. д. И если необходимость развертывается в виде "стремления каждого к своему собственному благу», «к личному обогащению", то это есть ее внешнее проявление, к которому мы подстраиваемся и за которым скрыта ее сущность, противоположная ей. Общество не может каждого обогатить материально и подстраиваться под их собственнические стремления. Это абсурд. Сегодня, например, только в одной России три миллиона человек работает в силовой структуре власти. И она направлена на то, чтобы ограничивать и подавлять эти собственнические стремления людей, идущие вразрез друг к другу. И общество, которое налегает на этот метод, саморазрушается, беспрерывно увеличивая паразитические структуры. Как же люди могут жить так, чтобы один подавлял другого, в то время когда каждый человек может разумно владеть собой и сообразоваться с разумным образом жизни. И общество вполне в состоянии создавать эти порядки, объединив людей на новой основе. Люди могут разумно управлять и собой и своим обществом. И история все подвело к этому. Ведь заблуждается не история, а люди, для которых не так-то просто осмысливать реальное общественное развитие в его историческом движении. Поэтому мы не можем руководствоваться сознанием индивидов, их амбициями, желаниями и т. д., а, следовательно, довольствоваться видимостью. Бизнес в нашей стране, например, во всех проявлениях есть не общественное сознание, а сознание индивидов, стремящихся к своему собственному благу. В бизнесе у нас общество разъединяется и индивидуализируется и приспосабливается к индивидуальному развитию. И на этом основании просто разрушается старое общество со всеми его порядками, созданными применительно к интересам собственников. И от того, что в постсоветском пространстве люди вдруг обратно стали собственниками, история продвинулась не вперед, а только по-настоящему взялась за разрушение этого отношения людей, что, в сущности, и свернуло это общество.
Поэтому Запад человека поместил в сферу торговли и обожествляет ее. Теперь и производство индивидуализируется, превращаясь в «мое дело». Американцы, в свое время возносившие крупные корпорации, концерны, картели и т. д., объединявшие миллионы людей, теперь, когда корпорации распадаются, возносят мелкое и среднее предпринимательство, критикуя малоподвижные и немобильные объединения, консервирующие безжизненные правила и подавляющие свободу личности. Тем самым и Америка взяла курс на разрушение, обосновываемое идеологией бизнеса. И этот процесс там разъединил людей и обострил их собственнические отношения, а на этой основе - и войну между людьми, называемую красивым словом конкуренция. И это они называют прогрессом. Вот каков перевернутое сознание! Не трудно сказать, что, умирая, люди будут возносить и смерть как единственного спасения!
Но у Америки сегодня совсем другое положение, чем в период его бурного развития, характеризовавшегося индустриализмом, следовательно, экономической мощью. Та индустриализация, которая в советском обществе начиналась в тридцатых годах, себя исчерпала с распадом социализма, и теперь снова говорят об индустриализации, ориентируясь на Запад. И это в то время, что индустриализм иссякает уже на Западе. И Америка «рыночной» стало не случайно: она стало «потребительским обществом», возложившим производство на другие страны, зависимые от нее и работающие на ее деньги. И законы этого потребительского общества еще не установлены. Америка сама превращается в торговлю, а людей превратила в потребителей и тем привела к бесконечному увеличению названной сферы, то есть паразитической структуры. А это в свою очередь, в той самой мере, в которой оно выросло на основе производства, в том числе и сельскохозяйственного, давит и разлагает общество, объективно требуя коренной перестройки. И дело не в том, что не так-то просто сегодня обеспечивать аграрному сектору двадцати миллионные города, точно так же, как не просто в достатке обеспечивать и «делающих деньги». Дело в том, что эта форма жизни, созданная и совершенствовавшая капитализмом на протяжении столетии, уже изжила себя, а потому эта форма жизни самоликвидируется из внутренних противоречий. И как вы думаете, 300 миллионов человек, живущие в постсоветском пространстве, должны пасть жертвой этого способа производства?
Вся эта непроизводственная сфера сегодня непомерно выросла и душит все общество, разлагает людей. И отсюда вывод: эта сфера должна разлагается из собственного противоречия, противоречия, названного нами «противоречиями развития личности». Личность, как и всякое другое явление, развивается в противоречиях. А все это приведет к разложению всей системы в силу развития названного противоречия, то есть противоречия не между производством и потреблением, а между человеком и обществом, между людьми. От этого погибнет и погибает только мир капитализма, а не человечество. А людям надо осознать это как назревшую необходимость, развертывающейся прежде всего в нашей стране.
Мы познаем реальную действительность более или менее правильно, но познаем не всякую действительность, а именно развитую и развернувшую свои свойства и проявившую внутреннюю сущность. Это противоречие в развитых капиталистических странах еще не созрело. И если обман, еще скрытый на Западе под оболочкой рынка, в нашей стране обнажилась и выступает неприкрыто и это осознается каждым гражданином постсоветского пространства, то значит ли это, что теперь и далее мы обречены на то, что нами будет управлять неприкрытая ложь? Ибо, как говорил Маркс, развитое тело легче изучать, чем неразвитое, и низшие формы правильно осмысливаются только с точки зрения более высших форм. Ведь ложь и обман существовали во всей истории. Но они прикрывались. А теперь она перед нами как на наших ладонях. Ведь от феодального общества люди оттолкнулись как от неприкрытого угнетения, и это люди правильно поняли с точки зрения капиталистического угнетения, которое уже было маскировано. А в деньгах это угнетение приняло неприкрытую форму. И человечеству нужны были тысячелетия, чтобы дойти до этого прогресса. Точно так же, мы должны обнаружить и осознать противоречия нашей жизни, чтобы сознательно управлять ею. И мы, по сравнению с Западом, находимся на более высоком этапе не с точки зрения экономики, а исторической перспективы, устремленной к разрешению противоречия развития человека. И для того, чтобы понять это положение, необходимо осмыслить сущность нашей эпохи и то, что движет ею и к чему в силу этого устремлен исторический процесс. Ведь те преобразования, которые сегодня совершаются в мире, нам сами по себе ничего не говорят о том, куда идет наш мир, и всем остается только догадываться, к краху или к некоему чудному возрождению. Во всяком случае, оно не оставляет желать лучшего, и поэтому мы в гораздо большей степени склонны к пессимистическим выводам относительно будущего человеческого общества в силу того обстоятельства, что мы еще не знаем, как все произойдет дальше и что люди будут делать с этим открытым обманом. Кризис – это просто обострение названных противоречий, порожденных денежными отношениями, которые для нас просто были неожиданными именно потому, что мы всегда ожидаем другого исхода, но приходим к неожиданным последствиям именно вследствие не знания объективного положения вещей и что о них всегда имеем иллюзорные представления, которые раскрываются и преодолеваются лишь реальным ходом развития действительности. И тием более было бы наивно думать, что Маркс или Ленин могли знать что-либо о нашем времени, в то время как о нем ничего не знаем мы сами, придерживаясь схем и находясь по своему сознанию еще в прошлом. Взгляды классиков менялись и улублялись в полной зависимости от изменеии, происходящих в практике. И практика всегда была критерием истины. О какой же практике речь идет у нас?
В западной идеологии перед нами в перевернутом сознании предстает современный мир капитализма, не изученный за последнее время, как мы вступили в этот мир. В мире, в котором все взаимосвязано и взаимно определяется друг другом, не может быть такого развития, чтобы Америка осталась в стороне от Советского Союза и последний находился вне истории. Напротив, мир за последнее столетие двигался и развивался в противостоянии двух мировых систем и достиг теперешнего состояния как необходимый результат этого взаимодействия. Все остальное - иллюзия. Просто потребители не желают думать. Они попросту разучились размышлять, всех благ ожидая из вне.
Мы не можем продвигать вперед свою реальную жизнь, не осознав это мировое взаимодействие и себя через него, остаемся в плену иллюзий и самообмана, пока оно окутано мраком и не освещено с точки зрения перспективы. Ориентироваться на западную идеологию и искать вершину в рыночном обществе – значит отвлекаться от собственной сущности и тех законов, которые управляют нами и в силу которых мы и бессознательно идем именно к своей исторической перспективе, освобождая человека и раскрепощая его дух, а не обогащая каждого. Обогащать каждого - значит порабощать каждого вещами и материальными отношениями, даже не задумываясь о том, что люди - духовные существа, личности, способные прийти к человеческим отношениям на основе их духовных связей, идей, сознания. Так что, освободившись от одной мистификации, мы оказываемся просто во власти другой. Таков объективный принцип нашего движения, в котором не так просто внешнее развитие превращается во внутреннее.
Из сказанного ясно, что если социализм развился и в силу обострения своего внутреннего противоречия подвергся разрушению, то это есть не миф, а факт объективного общественного развития, представший перед нами, бесспорная реальность, никем не предвиденная и подлежащая объективному и бесстрастному научному исследованию. Научное исследование должно не отбросить это явление, а изучить и установить его в его движении, развитии и изменении, вплоть до его превращения в новое качественное состояние, когда данное явление и может восприниматься "исчезнувшим". Поэтому, разумеется, что через призму весьма упрощенной политической оценки и тем более моральной, в которой мы имеем дело с сознанием и волей людей и их свободой, по Ницше, невозможно создать целостную картину действительности в ее диалектическом движении. Поэтому в рамки социалистической теории это превращение не укладывалось, и эта теория, не выдержав испытания практикой, улетучилась. Следовательно, социалистическая теория, порожденная реальным социалистическим движением, была опровергнута не буржуазной идеологией, а реальным общественным развитием, и только после этого у нас утвердилась рыночная идеология, которая теперь усердно обрабатывает сознание масс, перевернутое общественным поворотом. И сторонники «возрождения капитализма» теперь пытаются убедить всех, что социализм был мифом и роковой ошибкой истории. Но если поддаться влиянию этой идеологии, то мы не найдем ответ на вопрос, куда идет человечество этим путем – путем порабощения и открытых разрушений.
Свежие комментарии