Сами москвичи такого о себе никогда, конечно же, не скажут. Но вот от заезжих гостей частенько можно услышать, что, мол, едешь в метро, а вокруг все хмурые. Идешь по улице, та же картина.
Социальный психолог, кандидат психологических наук Александр Рикель считает, что описываемая картинка реальна.
ГЕНЕТИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ
- Одна из причин - генетическая память, - уверен Рикель. - Дело в том, что исторически люди не привыкли жить в таком плотном социуме на таком ограниченном пространстве. До 19-го века большинство населения жило в условиях - вот твоя деревня, вот бескрайние поля-луга-леса. Да и людей было мало. И в нас такое ощущение свободы до сих пор сидит. Поэтому попадая в густонаселенный город, человек оказывается в постоянном состоянии стресса. И ничего удивительного в этом нет. Уверяю вас, что эта «злость» - это отличительная черта не только Москвы, но и любых других мегаполисов мира.
- Странная, на мой взгляд, причина. Можно еще понять, если человек приезжает в Москву из глухого села. Ну а люди, живущие в городе на протяжении многих поколений?
- Города как крупные формации стали создаваться только в 19 веке. Понятно, что они были и раньше, но приток новых людей в города – это последние два-три века. При этом абсолютное большинство москвичей в лучшем случае могут похвастаться тем, что у них сюда бабушки-дедушки когда-то приехали. Ну ведь мало кто может сказать: «Наша семья – москвичи с 18 века». Сотни лет, которые человек жил в совершенно иных условиях, а наша сегодняшняя реальность – это совсем другое.
Мы, конечно, к ней по мере сил адаптируемся.
ЭТО НЕ ПРОБКА, ЭТО ЛИЧНОЕ ПРОСТРАНСТВО!
По мнению Александра Рикеля, у излишней раздраженности жителей российской столицы есть еще несколько объективных причин. Например, почти неограниченная свобода выбора, которую дает крупный город.
- С одной стороны, свобода нами принимается как благо. Если у тебя есть возможность выбрать, какое молоко пить, на ком жениться, какую профессию выбрать – это же хорошо? С другой стороны, уже в 20 веке психологи начали замечать, что человек устает от необходимости все время выбирать. Несколько десятков лет назад человек точно знал: он купит эти джинсы, потому что это модно и без вариантов. То теперь он приходит в магазин, а там пятьдесят фасонов джинсов, и он уже не понимает, какие же ему на самом деле нужны. И так – во всех сферах.
- Мне, не автомобилисту, всегда кажется странным вот еще какое поведение некоторых жителей города. Случилась, скажем, очередная непогода, город заносит снегом так быстро, что спецтехника не успевает расчищать дороги. Казалось бы – оставь машину у дома, добирайся на работу в метро, в автобусе. Но многие москвичи назло врагу садятся в персональное авто и героически стоят в заторе. Вокруг – тысячи таких же упертых. А поехали бы общественным транспортом, глядишь и город бы поехал.
- Тут тоже все логично, - считает социальный психолог. – В плотно населенном городе человеку не хватает личного пространства. А закрытый от всех салон автомобиля – это как раз оно. Да, ты стоишь в пробке, но машина - это твое пространство, в которое ты хочешь пускать только хорошо знакомых тебе людей. А, например, в вагоне метро в твоей зоне постоянно возникают посторонние, это тоже вызывает стресс. То же самое в Нью-Йорке, где центральная часть города в дневные часы тоже стоит в пробке. Там ведь городские власти тоже пытаются пересадить людей на общественный транспорт, а они все равно ездят на машинах и стоят в пробках.
ЧЕМ ЛЕЧИТСЯ СТРЕСС?
- А может, стресс этот можно «вылечить»? Рублем, например. Платную парковку ввели - центр Москвы стал свободнее.
- Как и в любом нормальном обществе, среди москвичей есть меньшинство, которое никогда и ни при каких условиях не пересядут из авто в метро или автобусы. Есть те, которые сделают это довольно легко и без лишнего стресса. А есть те, кто считает общественный транспорт некомфортным (там холодно-жарко, кошелек могут украсть и т.д.). Но стоит их пересадить на новый троллейбус или автобус, стереотипы разрушаются. Дабы более эффективно развивать общественный транспорт, нужно выяснить, какие факторы вызывают у большинства автомобилистов стресс и просто постараться их решить.
ДРУГОЕ МНЕНИЕ
«Темп большого города задают именно приезжие»
- Я не согласен, что виной «московской злости» генетическая память людей о жизни в деревне. Откуда ей взяться у людей, которые в течение нескольких поколений живут в больших городах? - говорит социальный психолог Алексей Газарян. – И я бы не стал говорить, что люди в Москве злые. Есть другие более точные слова – напряженные, раздраженные. Но это не злость. Просто темп жизни в Москве намного интенсивней, чем в других городах России. Это переносится и на человеческие эмоции. Кстати, на мой взгляд, этот темп, этот тон задают именно приезжие. Коренные москвичи более спокойны. И тут все логично. У них с рождения решен вопрос жилья, рядом много родственников, знакомых. То есть, создана устойчивая социальная сеть. А людям, которые приезжают в Москву строить новую жизнь или просто заработать, все это приходится создавать с нуля. Поэтому и живут они с бОльшим аппетитом, с бОльшим азартом.
Свежие комментарии